Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Каждый раз, бросая в воду камень, попадаю точно в центр круга. (Конфуций)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 934
Архив опросов

 

Легендарные амазонки — миф или реальность?

№12 (161) от 07-06-2010

Древний мир. Просвещённые Афины и воинственная Спарта, великий Древний Рим... Эти государства так непохожи друг на друга, но есть у них и кое-что общее — почти бесправное положение женщин.

А ведь в Древнем мире существо­вали народы, в которых всё было совсем иначе. В отличие от «цивилизованных» Греции и Рима, в «варварских» скотоводческих племенах Евразии женщины занимали гораздо более уважаемое положение. Историю этих племён донесли до наших дней рассказы античных историков, которые известны нам как легенды об амазонках.

Античные сказания об амазонках как магнитом притягивали к себе средневековых мыслителей и писателей, любимы они и сейчас. И каждое поколение писателей всё больше приукрашивало эти легенды. За прошедшие столетия накопился такой багаж рассказов об амазонках, что понять, где правда, а где вымысел крайне сложно. Современные писатели — фантасты и романисты — изображают амазонок мужеподобными и довольно развратно одетыми дамочками, ведущими свободный образ жизни. Писатели всех времён сходятся, пожалуй, только в одном — воинская доблесть амазонок неоспорима.

На первый взгляд легенды об амазонках кажутся чистой выдумкой, они стоят в одном ряду с легендами о циклопах, кентаврах и горгоне Медузе. Однако совсем недавно такой же выдумкой казались нам и рассказы о Троянской войне, а сегодня мы уже нисколько не сомневаемся в её реальности.

Собственно, если отбросить ореол невероятных рассказов об амазонках, что мы получаем? Могущественное кочевое варварское племя, жившее по законам матриархата, что обусловило преимущество в военной «касте» женщин. А это — уже вполне реально, ведь давно доказано, что в былые времена в мире царил матриархат. Но ко временам, к которым относится описание деяний амазонок, на территории «цивилизованного» мира давным-давно правили мужчины. Поэтому встреча с женщинами-воительницами действительно произвела на греков поистине ошеломляющее впечатление.

Когда народ теряет историю, он теряет себя. Так «потерялись» в глубинах времён многие народы, не имевшие своего письма, не оставившие после себя строений столь великих, чтобы они сумели сохраниться сквозь столетия. Где-то глубоко под слоями земли, на морском дне или высоко в горах ещё можно, наверное, отыскать их остатки, но их никто не ищет, ведь никто не знает о том, что они когда-то существовали.

А бывает и по-другому. Мы знаем о том, что народ существовал, но не ищем его, потому что НЕ ВЕРИМ тому, что говорят многочисленные рассказы о нём и даже материальные свидетельства. Не верим потому, что рассказы эти слишком отличаются от привычной нам истории, и называем эти рассказы ЛЕГЕНДАМИ. И очень удивляемся, когда легенды всё-таки оказываются ИСТОРИЕЙ.

Древняя литература сохранила для нас сведения о существовании в районе Чёрного моря, Каспия, Кавказа и на других территориях царств амазонок, в которых жили одни женщины. О воинственных и прекрасных амазонках писали Гомер1 и Геродот2, Ст­рабон3 и Диодор Сицилийский4, а также другие ав­торы. Сказание о царстве амазонок есть даже в древнеиндийской Махабхарате.

Основной вопрос, который волнует исследователей на протяжении многих лет — что в легендах об амазонках является правдой, а что — вымыслом, да и существовали ли они вообще?

В статье «Амазонки: История легенды» М. О. Косвен5 пытается разобраться в сказаниях об амазонках, разделив их на три группы. Сказания первой группы гласят о племенах, которые состояли исключительно из женщин. Во втором варианте в племенах амазонок мужчины были, но находились в подчинённом положении, а женщины управляли племенами и несли военную службу. Третий вариант — самый приближённый к реальности, в этих сказаниях речь идёт о том, что в некоторых племенах женщины всего лишь принимали участие в военных действиях наравне с мужчинами.

Термин «амазонки» впервые встречается в древнегреческом эпосе, гласящем о воинственных амазонках, которые живут в Скифии. Отцом их был бог войны Арес, а матерью — прекрасная богиня любви и красоты Афродита. Слово, которым назвал их Гомер, означает «равные мужам» или «мужененавистницы». В «Илиаде» есть и иной перевод имени «амазонки» — «безгрудые». Это название объясняется тем, что амазонки ещё в детстве выжигали себе правую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. В объяснении Евстафия к «Илиаде» Гомера названию «амазонки» даётся третье трактование — «жавшие в поясах, так как они жали и косили вооружённые, надевая пояса». Последующие авторы, как правило, пользовались одной из этих трактовок.

По словам Дионисия (сер. II в. до н. э., Александрия), пересказанным Диодором Сицилийским, самое древнее царство амазонок располагалось в Ливии (Северная Африка) и исчезло задолго до Троянской войны. По их словам, в Ливии обитало много воинственных племён, где женщины несли военную службу, а мужчины занимались домашним хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины6 ливийские амазонки покорили многочисленные соседние племена, прошли через Египет, покорили всю Малую Азию и Сирию. Воительницы, погибшие во время этих походов, похоронены в трёх огромных курганах, которые и сейчас носят название курганов амазонок. Эти курганы расположены в 50 км от Алжира. Сама Мирина с большей частью своего войска погибла в битве с фракийским царём Мопсом и похоронена на берегу Чёрного моря, на севере Турции. Согласно преданиям, часть амазонок осталась жить там, где была похоронена их великая предводительница, а часть вернулась в Ливию.

Диодор Сицилийский пишет и об амазонках, которые жили в Скифии, на берегах реки, известной нам под названием Танаис. Согласно его рассказам, Танаис — имя сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и, чтобы избежать грехопадения, утопился в реке. После этой трагедии Лисиппа увела своих дочерей в долину реки Фермодонт на Северном Кавказе и построила там огромный город Фемискир. Лисиппа была отважной воительницей, покорившей племена до самого Дона, а её дочь даже прев­зошла её, покорив многие народы до самой Фракии. Как гласят легенды, дочь Лисиппы была не только отважной воительницей, но и мудрой правительницей. При ней девочки-амазонки с 7 лет начинали изучать грамоту и таинства врачевания, их развивали физически, приучали переносить тяготы войны и охотиться.

В государстве амазонок была чётко структурированная и мобильная армия, способная в любое время выставить против неприятеля до 120 тыс. хорошо обученных всадниц. Большую власть в стране имела верховная жрица. Кроме того, в государстве имелись писаные законы, которые, как гласят предания, были переняты многими народами, в т. ч. и древнееврейским.

Наиболее ранние греческие авторы, такие как Геродот (484—425 гг. до н. э.), Псевдо-Гиппократ7 (470—356 гг. до н. э.) и Эфор8 (405—330 гг. до н. э.) придерживались мнения, что амазонки обитали в районе Меотиды (Азовского моря) и р. Танаис, где жили племена савроматов. Основания считать племена савроматов амазонками у греков были: савроматские женщины занимали довольно высокое общественное положение и принимали участие в сражениях.

Страбон (68 г. до н. э.—20 г. н. э.) и Плутарх9 (50—125 гг. н. э.) полагали, что амазонки обитали в Скифии и Малой Азии, что подтверждают обнаруженные погребения же­н­щин-воительниц на Кавказе.

Страбон пишет о том, что амазонки обитали в горах над Албанией, другие авторы утверждают, что амазонки жили рядом с гаргарейцами в северных предгорьях Кавказских гор. Кстати сказать, эти свидетельства дают основания предполагать, что амазонки являются предками вайнахов (ингуши, чеченцы, бацбийцы), ведь согласно свидетельствам древних авторов, амазонки жили по соседству с племенами гаргарейцев и именно они были отцами детей амазонок. Соответственно, эти племена имеют общее происхождение, ведь сыновей амазонок отдавали отцам.

Все античные авторы, начиная с Геродота, выделяют одну основную особенность амазонок — участие в военных действиях. Амазонки, жившие на берегах р. Термодонт, единственные из окружавших их народов умели ездить верхом и имели железное оружие, что давало им существенное преимущество во время сражений. Из оружия у амазонок был лук, топор и копьё, а также щит и котурн.

Древние авторы сохранили для нас имена прекрасных воите­ль­­ниц: Ипполита10 и Фалестра11,­ Антиона12 и Пенфесилия13 — именно они стояли во главе войск амазонок, совершавших завоевательные походы, и властво­вали над многими народами.

О битве греков с амазонками рассказывает аттический оратор Исократ14 (436—338 гг. до н. э.). По его словам, амазонки про-играли эту битву, многие их них погибли, в том числе и их предводительница Антиона.

Весьма любопытны рассказы авторов об отношениях амазонок с мужчинами. Одни из них (Страбон, Плутарх) говорят о том, что амазонки жили отдельно от мужчин и общались с ними один раз в год с целью продолжения рода амазонок. Если рождались мальчики, амазонки отправляли их к отцам, а девочек воспитывали сами. Диодор Сицилийский пишет о том, что в племенах амазонок мужчины были, но находились они в подчинённом положении, а чтобы мужчины не вышли из-под контроля, всех новорождённых мальчиков калечили, а то и вовсе убивали.

Интересен рассказ Геродота о появлении амазонок в Северном Причерноморье. Победив амазонок в битве у р. Термодонт, греки погрузили пленниц на корабли, чтобы отвезти их в Грецию. Однако по дороге отважные воительницы сумели освободиться и захватили корабль. Не зная, как им управлять, амазонки доверились течению и приплыли к землям, где обитали скифские племена, то есть к Меотийскому (Азовскому) морю. Они начали грабить земли скифов и те вступили в бой с нежданными гостями. Однако поняв, что их противники — женщины, скифы решили более не воевать с ними. Они послали к амазонкам своих юношей и вскоре они начали жить вместе. Однако от предложения переселиться к скифам амазонки отказались, аргументировав это тем, что не смогут ужиться со скифскими женщинами, которые слишком отличаются от них, амазонок, и предложили другой вариант: «Если вы хотите иметь нас вашими жёнами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно». Так и появился род савроматов, традиции которого во многом напоминают традиции амазонок: савроматские женщины ездят верхом, сражаются, носят мужскую одежду. Девушка не может выйти замуж, не убив хотя бы одного врага, отчего многие из них так и умирают незамужними.

Рассказ Геродота имеет все основания считаться правдивым, так его подтверждение можно найти у другого автора — Псевдо-Гиппократа, который в своём труде «О воздухе, водах и местнос­тях» опирался на личные знания, а не на работу Геродота. Псевдо-Гиппократ дополняет рассказ Геродота новыми подробностями — замуж савроматская женщина может выйти только после того, как убьёт трёх врагов, а после замужества она прекращает участвовать в военных походах, но только до тех пор, пока не начнётся массовый поход всего племени.

Ещё один автор, хорошо осведомлённый о политическом положении народов Северного Причерноморья, Эфор, пишет: «Амазонки — женское племя у Термодонта, которых поныне называют савроматидами. О них рассказывают, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы обыкновенно производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин». Полиен15, автор, живший в период правления императоров Марка Аврелия и Луция Вера, также подтверждает, в своём рассказе об Амаге, жене савроматского царя Мидоссака, что савроматские женщины возглавляли целые племена. Полиен пишет, что, будучи женой пьяницы-царя, Амага по большей части сама управляла своим племенем, а когда скифский царь отказался прекратить набеги на Херсонес, с небольшим войском добралась до скифской столицы и убила его, посадив на трон его сына и строго-настрого наказав не трогать эллинов и варваров (Полиен. «Военные хитрости», VII, 55, 56).

Отважные амазонки оставили свой след и в знаменитой Троянской войне. Во главе с царицей Пенфесилией они начали громить греков, однако вмешательство могучих Ахиллеса и Аякса16 не позволило им одержать победу. От копья Ахиллеса погибла прекрасная Пенфесилия. Увидев, что убитый им воин — красивая девушка, воин опечалился и сам вынес её тело с поля боя. Битва под Троей, согласно легендам, унесла жизни 12 амазонок, которые с почестями были похоронены троянцами.

Рассказы об амазонках, которые выглядят совершенно далёкими от реальности, очень часто имеют под собой отнюдь не мифическую основу. Например, свободный выбор амазонками отцов для своих детей — отражение существовавшей в реальности свободы половых отношений, когда все женщины из одного племени имели право на отношения со всеми мужчинами другого племени и наоборот. В рассказах о том, что амазонки выжигали себе грудь, проявляется культ Артемиды — многогрудой греческой богини, которой женщины приносили в дар свои отрезанные груди как символ плодородия. Что касается обычая калечить рождённых в племени амазонок мальчиков, то, возможно, это связано с обычаем калечить домашних рабов, чтобы они не могли поднять восстание против своих хозяев.

Очевидно, что рассказы всех упомянутых авторов опираются на реальные события, что подтверждают последующие исследования, которые говорят о том, что женщины в те времена действительно занимали в обществе почётное положение. Кроме того, доказано, что в легендах многих народов по всему миру есть свои «амазонки» — отважные воительницы, которые наравне с мужчинами, а иногда и без них, принимали участие в сражениях, зачастую разбивая более крупные армии мужчин.


_______________________



1 Гомер — легендарный поэт Древней Греции, автор двух эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

2 Геродот (484—425 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, главный труд которого, условно названный «Историей», посвящён важнейшему политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам (500—449 гг. до н. э.).

3 Страбон (64 или 63 гг. до н.э.— после 21 г. н. э.) — древнегречес­кий географ и историк.

4 Диодор Сицилийски (ок. 90—21 гг. до н. э.) — древнегреческий историк, автор сочинения «Историческая библиотека» (в 40 книгах).

5 Косвен М. О. «Амазонки: История легенды» // Сов. Этнография. 1947. № 2-3.

6 Царица Мирина — в гречес­кой мифологии — царица ливийс­ких амазонок, одержавшая множе­с­т­в­о побед.

7 Псевдо-Гиппократ (470—356 гг. д­о н. э.) древнегреческий врач, на­­­писавший трактат «О воздухе, во­дах и местностях».

8 Эфор (405—330 гг. до н. э.) — дре­в­негреческий историк, автор «Ис­то­­рии», состоящей из 30 книг.

9 Плутарх (50—125 гг. н. э.) — древнегреческий писатель, историк и фи­лософ-моралист.

10 Ипполита — мифол., царица амазонок, побеждённая в бою Гераклом.

11 Фалестра — мифол., царица амазонок.

12 Антиона — мифол., царица ама­­зонок.

13 Пенфесилия — мифол., цари­ца амазонок, погибшая от руки Ахи­ллеса во время Троянской во­й­ны.

14 Исократ (436—338 гг. до н. э.) — зна­менитый афинский оратор и пу­блицист.

15 Полиен — ритор и адвокат в Ри­ме, в царствование М. Аврелия и Л. Вера, которым посвятил свои 8 книг «Военные хитрости».

16 Ахиллес и Аякс — герои Троя­н­с­кой войны.

Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru