Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из возможных миров; пессимист опасается, что это правда. (Б. Кейбл)

В начало...

 

Учет тепловой энергии

№24 (069) от 27-11-2006

 

Как известно, энергосбережение начинается с учета. Но если электрическую энергию в массовом порядке стали учитывать и сберегать уже давно, то тепловую – относительно недавно. Причин тому было несколько. Во-первых, в условиях централизованного энергоснабжения тепло – это «побочный» продукт производства электричества. Во-вторых, при социализме не возникает необходимости перепродавать тепло от одного хозяйствующего субъекта другому. В-третьих, задача учета тепла сама по себе непроста.

Но в период становления рыночной экономики все изменилось: тепловая энергия превратилась в товар, а товар нужно «взвешивать». Распространено мнение, что установка счетчиков энергоресурсов (тепло, газ, вода) является или актом доброй воли поставщика ресурса, абонента поставщика (потребителя), или условием добровольного соглашения между поставщиком и абонентом (потребителем). Но следует иметь в виду, что оно противоречит требованию Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении», в соответствии с которым (ст. 11) «весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету». Поэтому во всех случаях продажи энергоресурсов без измерения продавец и покупатель (в том числе гражданин) должны четко понимать, что действуют с нарушением закона. Более того, Гражданский кодекс РФ (ст. 539-2) позволяет заключать договор энергоснабжения с абонентом только «…при обеспечении учета потребления энергии». На источнике (ТЭЦ, котельная) должны знать, сколько тепла отпущено; транспортировщик (теплосеть) должен знать, сколько получено и сколько передано абонентам (потребителям); каждый абонент должен знать, сколько реально он потребил. То есть каждому из них становятся нужны приборы учета – теплосчетчики.

Что такое теплосчетчик?

Теплосчетчик – это средство измерений, состоящее, как правило, из преобразователей расхода, температуры, давления, а также тепловычислителя. Преобразователи монтируются на трубопроводах и поставляют информацию, соответственно, о расходе, температуре и давлении теплоносителя в данных трубопроводах, а вычислитель по определенным алгоритмам рассчитывает на основе этих данных величину потребленной тепловой энергии. Кроме того, вычислитель архивирует результаты измерений (показания преобразователей), чтобы в дальнейшем можно было анализировать режимы работы системы теплоснабжения, фиксировать внештатные и аварийные ситуации и т. п.

Таким образом, теплосчетчик выполняет сразу несколько задач: обеспечивает коммерческий учет, результаты которого используются при расчетах между поставщиком и потребителем тепла, является средством технологического контроля в системах теплоснабжения, а также позволяет давать рекомендации по улучшению теплоснабжения зданий, разрабатывать и проводить работы по экономии тепловой энергии.

Установка узла учета тепловой энергии и теплоносителя

1. Проектирование узла учета тепловой энергии.

Работы по проектированию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя проводятся организацией, имеющей соответствующую документацию Ростехнадзора на право выполнения этих работ.

Проект узла учета тепловой энергии разрабатывается на основании выданных энергоснабжающей организацией технических условий, которые определяют величины тепловых нагрузок на отопление, горячее водоснабжение и вентиляцию (если есть), а также параметры теплоносителя для выбора расходомеров. К исходным данным прилагается Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, который определяет раздел элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности. Также проект содержит расчет среднегодовых нормативных потерь трубопроводами от границы раздела до узла учета тепловой энергии, который используется для окончательной корректировки величин теплопотребления, показанных теплосчетчиком.

Каждый проект должен быть утвержден Заказчиком и согласован энергоснабжающей организацией, а также иметь Заключение МТУ Ростехнадзора о соответствии проекта требованиям нормативно-технической документации.

2. Монтаж узла учета тепловой энергии.

После окончания работ по проектированию узла учета тепловой энергии производится его установка (монтаж). Монтажные работы также проводятся организацией, имеющей разрешение на этот вид работ.

Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии

Прежде чем расчет между потребителем и теплоснабжающей организацией будет производиться в соответствии с вычисленной величиной потребленной тепловой энергии, теплосчетчик, который входит в состав узла учета тепловой энергии (УУТЭ), следует допустить в эксплуатацию. Порядок допуска УУТЭ в эксплуатацию подробно описан в главе 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (ПУТЭиТ, Москва, 1995 г.).

Для оформления допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителю необходимо организовать вызов представителя энергоснабжающей организации не менее, чем за пять дней до предлагаемого дня оформления узла учета.

Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий Акт. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй представитель энергоснабжающей организации. Наличие Акта допуска узла учета в эксплуатацию у потребителя является необходимым требованием для дальнейшего расчета с теплоснабжающей организацией. Отсутствие Акта у потребителя может послужить причиной отказа в приеме записей показаний приборов, используемых для расчета за потребленную тепловую энергию и теплоноситель. Решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Если узел учета в эксплуатацию не допускается, то в Акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием нарушенных пунктов Правил. Этот документ (Акт недопуска) также необходим потребителю для устранения указанных в нем замечаний. Отсутствие Акта недопуска может привести к возникновению спорных ситуаций с энергоснабжающей организацией.

Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о приемке его в эксплуатацию.

Эксплуатация узла учета тепловой энергии

1.Организация эксплуатации узла учета тепловой энергии.

Ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета потребителем несет должностное лицо, прошедшее соответствующее обучение и назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета.

Работы по обслуживанию узла учета, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированных организаций, имеющих соответствующую документацию Ростехнадзора на право выполнения таких работ.

Узел учета должен эксплуатироваться в соответствии со следующей документацией:

- принципиальная схема теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы учета, с проставленными в них действующими клеймами госповерителя;

- Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Эту документацию должен иметь каждый владелец узла учета тепловой энергии в обязательном порядке.

При возникновении разногласий по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителя между потребителем и теплоснабжающей организацией, их урегулирование передается в Ростехнадзор.

Руководитель организации, в ведении которой находится узел учета тепловой энергии потребителя, должен по первому требованию представителей энергоснабжающей организации и Ростехнадзора обеспечить им беспрепятственный доступ к узлу учета тепловой энергии.

Показания приборов узла учета потребителя ежесуточно фиксируются в журнале учета тепловой энергии и теплоносителя.

2. Неисправность узла учета тепловой энергии.

Если приборы учета, с помощью которых определяется количество тепловой энергии и масса (объем) теплоносителя, а также приборы, регистрирующие параметры теплоносителя, выходятиз строя, ведение учета тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя и регистрация его параметров (на период в общей сложности не более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета в эксплуатацию) осуществляется на основании показания этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха на период пересчета.

Узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях:

-несанкционированного вмешательства в его работу;

-нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей;

-механических повреждений приборов и элементов приборов узла учета;

-работы любого из них за пределом норм точности;

-врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.

В таких случаях расчет с потребителями осуществляется на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре.

После истечения срока Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. В этом сручае расчет ведется также по договорным нагрузкам.

При восстановлении работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя осуществляется допуск его в эксплуатацию, о чем составляется Акт установленного образца.

Государственная поверка средств измерений, входящих в узел учета тепловой энергии и теплоносителя

1.Необходимость проведения поверки.

Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (в городе Ростов-на-Дону – ФГУ «Ростовский ЦСМ») с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» все средства измерений, использующиеся в целях учета, обязательно должны подвергаться государственной поверке через определенные межповерочные интервалы.

2. Виды поверки.

Средства измерений могут подвергаться первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта.

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении через определенные межповерочные интервалы.

Внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят при:

-повреждении поверительного клейма или в случае утраты свидетельства о поверке;

-вводе в эксплуатацию средства измерений после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

-неудовлетворительной работе прибора.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора.

3. Межповерочный интервал.

Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа средства измерения. Органы Государственной метрологической службы обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения.

Корректировка межповерочных интервалов проводится органом Государственной метрологической службы по согласованию с владельцем средства измерения. В тех случаях, когда согласие сторон не достигнуто, результаты исследований, позволяющих вынести заключение об изменении межповерочных интервалов, передаются в государственные научные метрологические центры, которые дают соответствующее заключение.

4. Результаты поверки.

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений признано годным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Если средство измерений признано непригодным к применению, поверительное клеймо гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, выписывается «Извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.

5. Порядок оформления договорных отношений для организации поверки.

Собственник средств измерений, использующий их в целях эксплуатации, обязан своевременно представлять средства измерений на поверку. Для этого необходимо заключить Договор оказания возмездных услуг в области поверки между владельцем средства измерения, подлежащего поверке, и органом Государственной метрологической службы. К Договору необходимо прилагать графики поверки, составляемые владельцем поверяемых средств измерений. Рассмотрение графиков поверки проводится органом Государственной метрологической службы в течение 10 дней с момента поступления.

После заключения Договора и урегулирования организационных и финансовых вопросов организацией, имеющей лицензию, производится демонтаж поверяемого оборудования, доставка его к месту проведения работ по поверке. После определения годности приборов к дальнейшей эксплуатации, что подтверждается отметкой в паспорте на данные средства измерения, обслуживающей организацией производится монтаж и допуск узла учета тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию. При признании средств измерений непригодными к применению их заменяют на соответствующие установленным техническим требованиям.


Автор: Ирина Потапова

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru