Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Благородно только то, что бескорыстно. (Ж. Лабрюйер)

В начало...

 

Жемчужины России: Ярославль

№04 (231) от 11-02-2013

В 2010 году один из древнейших русских городов Ярославль отметил 1000 лет со дня своего официального основания.


В наше время Ярославль — административный центр области и важный транспортный узел, на его территории находятся предприятия легкой, химической, нефтеперерабатывающей, пищевой и другой промышленности. В городе есть вузы, 4 театра, филармония, цирк и множество музеев, хранящих тысячелетнюю историю и культуру этого славного города.


Ярославль — настоящая сокровищница русской культуры и истории, «жемчужина» Золотого кольца России, город невероятной красоты и столь же невероятной истории.



Вехи истории


Первое поселение на территории Ярославля относится еще к V—III тыс. до н. э., т. е. к эпохе неолита, оно располагалось на левом берегу Волги. Чуть позже (в I тыс. до н. э.) здесь существовало Медведицкое городище, которое относят к дьяковской культуре (культура древних финно-угорских племен, предков известных по летописи мери, веси и других племен). 


С IX в. на этой территории постепенно увеличивалось число славянского населения. К IX—X вв. относят Петровское, Михайловское и Тимеревское поселения, из которых лишь первое не прекратило своего существования после появления укрепленного Ярославля.
Основание города принято связывать с именем Ярослава Мудрого (978—1054 гг.), однако на самом деле историю города нужно отсчитывать с момента появления на Руси варягов, которое официально (письменными источниками) зафиксировано в 922 г., а фактически произошло на сотню лет раньше. В районе Ярославля варяги закрепились у озера Неро, где построили большое городище и крепость, которые в современной литературе называют Тимерево (по названию ближайшей деревни, т. к. истинное название неизвестно). Наибольшего внимания здесь заслуживает могильник, в котором сохранилось до наших дней огромное количество варяжских вещей. Площадь поселения Тимерево составляла около 5 га, там также обнаружено немало находок, которые относятся к концу VIII в., что позволило датировать основание поселения именно этим периодом. Судя по характеру находок, Тимерево — торговое поселение, которое находилось в зависимости от соседнего Сарского поселения, которое, в отличие от Тимеревского, имело укрепления на случай нападения. Кстати сказать, один из кладов монет, обнаруженных в Тимерево, считается самым крупным в Восточной Европе.


Всего в Тимерево обнаружено три клада, созданных в период с 860 по 890 гг. Согласно мнению одних исследователей (например, А. Кирпичникова), это был период расцвета торговли, по мнению же других — политической нестабильности, которая приводила к стремлению сохранить накопленное добро. Кроме монет в поселении были обнаружены такие предметы, как мечи, стрелы, копья, лепная керамика (в т. ч. и варяжская). Что примечательно, в Тимерево обнаружено немало нательных крестов, которые по большей части носила, видимо, варяжская дружина. Однако с начала XI в. нательные кресты почти исчезают из захоронений.


Располагавшееся неподалеку Михайловское поселение было заселено значительно более бедными людьми, а вот Петровское во многом напоминает Тимерево.


Однако предшественником Ярославля было вовсе не мощное Тимеревское поселение, а Медвежий Угол, которое было заселено не варягами, а представителями финно-угорских племен, и существовало параллельно указанным выше поселениям. Согласно легендам, Ярослав Мудрый штурмом взял и сжег Медвежий Угол и лично зарубил сакральное животное меря — медведя, после чего этот могучий зверь накрепко обосновался на его гербе. Для Ярослава эта победа значила немало, ведь он, князь Ростовский, наконец получил выход к Волге.


Однако современный город Ярославль располагается не точно на месте древнего поселения. Некоторое время крепость, которую возвели русские, соседствовала с восстановившимся после сожжения Медвежьим Углом. Постепенно два поселения объединились, а местные жители «ославянились», но, что примечательно, Ярослав Мудрый не пытался насильно обратить их в христианство или уничтожить, язычество процветало в этих местах достаточно долго. Именно из Ярославля пришли в Ростов волхвы во время знаменитого финно-угорского восстания 1071 г. (кстати сказать, эта легенда, описанная в «Повести временных лет», и стала первым упоминанием Ярославля).


Принято считать, что именно Ярослав Мудрый заложил крепость, названную его именем. Однако есть все основания предполагать, что та крепость, которую заложил Ярослав, была совсем небольшой и существовала недолго. Археологические данные показывают, что застройка, относящаяся к периоду правления Ярослава Мудрого, хаотична: там нет ни усадеб, ни мостовых, и даже неизвестно, окружал ли ее земляной вал. Более-менее обустраиваться поселение начало лишь в середине XII в.


Возраст Ярославля сначала отсчитывали от 1024 г., когда произошло еще одно восстание волхвов — в Суздале, затем — от 1010 г.


С момента своего появления на Волге русичи были окружены врагами. Недовольным их появлением и постоянно оказывающим сопротивление меря активно вторила Волжская Булгария, совершавшая попытки нападения на Ярославль. Однако за «спиной» небольшой крепости стоял Ростов.


В начале XIII в., когда славяне начали продвигаться вниз по Волге, значение Ярославля возросло. Когда на княжение в Ростов и Ярославль одновременно пришел сын Всеволода Большое Гнездо Константин, он активно взялся за его укрепление: в 1215 г. заложил храм Успения Богоматери, а спустя несколько лет — и княжескую резиденцию. После смерти Константина, согласно его завещанию, князем стал его сын Всеволод, что говорит о том, что Ярославское княжество стало удельным. Ему были подчинены Углич, Молога и обширные территории за Волгой. Всеволод погиб в сражении с монголами на реке Сити, а Ярославль сильно пострадал в результате их нашествия.


До XVI в. Ярославль мало чем выделяется. Историкам даже неизвестны имена всех его князей, хотя они довольно активно принимали участие в отношениях Руси с монголо-татарами, а один из ярославских князей, Федор, был женат на дочери монгольского хана и даже некоторое время правил несколькими монгольскими городами.


История этого князя, Федора Ростиславича Черного, довольно примечательна. Он был князем смоленско-можайским, когда женился на дочери князя Василия Всеволодовича Марии, считавшейся наследницей Ярославля. Однако фактически править Ярославлем Федору не дала мать Марии княгиня Ксения. В 1277 г. Федор вместе с другими князьями принял участие в походе монголов во главе с Менгу-Тимуром на ясов и аланов, которые отказывались платить дань. Поход был успешным, и монгольский хан в благодарность предложил Федору в жены свою дочь. Федор отказаться от такой милости не посмел, однако путь в Ярославль ему, собиравшемуся стать двоеженцем, был закрыт. Мария тем временем умерла, Федор с чистой совестью женился на принявшей православие ханской дочке. Однако в Ярославле князем был признан его сын-младенец. В итоге он несколько лет правил в городах, которые выделил ему заботливый тесть, и обзавелся двумя сыновьями. После смерти сына-князя Федор рискнул вернуться в Ярославль вместе с женой и детьми. Именно эти его сыновья, полумонголы по происхождению, и правили в дальнейшем Ярославлем.


Именно благодаря Федору, личности весьма неоднозначной и даже, можно сказать, скандальной, в ордынских городах до сих пор находят православные артефакты, а сам князь даже был причислен к лику святых.


С расцветом волжского торгового пути Ярославль начинает приобретать значение как экономический и торговый центр. Кроме того, становлению экономики Ярославля способствовал тот факт, что Иван Грозный, разорив Великий Новгород в 1569 г., выбрал Ярославль местом поселения большого количества купеческих семей из Великого Новгорода. Во время смуты Ярославль активно поддерживал национальное движение на Руси. В течение 6 месяцев здесь находилась 25-тысячная армия Минина и Пожарского, а местные купцы щедро жертвовали средства на ополчение, за что впоследствии получили от Михаила Романова немалые привилегии. После свержения Лжедмитрия I именно в Ярославль были сосланы его жена Марина Мнишек и ее отец Ежи вместе со своими приспешниками.


Появление немалого количества представительств иностранных торговых домов и строительство верфи привело к бурному развитию города. Благодаря богатому купечеству, вкладывавшему немалые деньги в строительство храмов, Ярославль становился все красивее.


В начале XVIII в., когда Архангельск потерял свое значение как центр морской торговли, что было связано со строительством Санкт-Петербурга, Ярославль пережил экономический кризис. Однако, по мнению исследователей, именно это подтолкнуло предприимчивых купцов вкладывать деньги в промышленность. К 1770 г. в Ярославле и его пригороде существовало около 180 фабрик. А в 1778 г. был подписан первый план застройки Ярославля, по которому улицы стали направляться от башни к башне, от церкви к церкви, а центром всей планировки стала церковь Ильи Пророка. Множество домов в городе было снесено, а вместо них за деньги казны строились новые, в стиле классицизма.


К началу XX в. Ярославль по праву считался одним из самых крупных городов центра России, имел развитую промышленность (8 место в стране по количеству заводов и фабрик) и прямое железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом, Москвой и Костромой. А кроме того, Ярославль считался и считается до сих пор одним из самых красивых городов России.



Что посмотреть в Ярославле?



Очевидно, что город с такой богатой историей — настоящая Мекка для любителей старины. На самом деле, описание достопримечательностей Ярославля могло бы занять пару томов книг, мы же скажем несколько слов о тех, что пользуются наибольшим спросом у туристов.


Прежде всего нужно пройтись по центру города. Здесь практически каждый дом имеет не менее чем вековую историю, а некоторые относятся даже к XVI—XVII вв. Такая прогулка доставит настоящее удовольствие тем, кто любит прикоснуться к старине, так сказать, вживую.


Церквей, соборов и монастырей в Ярославле великое множество. Не забудьте посетить знаменитую церковь Ильи Пророка, которая была обозначена как центр города при составлении первого регулярного плана застройки. Церковь эта была построена в 1647—1650 гг., и, что примечательно, ее убранство сохранилось практически в первозданном виде. Еще одна знаменитая церковь носит имя Иоанна Предтечи. Она считается вершиной ярославского зодчества XVII в. — достопримечательностью мирового значения.


К XIV в. относится строительство Толгского Свято-Введенского женского монастыря, расположенного на левом берегу Волги. А самой древней достопримечательностью Ярославля считается Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1216 г. князем Константином Всеволодовичем. В середине XVI в. монастырь был окружен каменными стенами и стал местом хранения казны и стрелецким гарнизоном. Сейчас на территории монастыря находится музей-заповедник.


Более современная, но тем не менее имеющая богатую историю достопримечательность Ярославля — Успенский кафедральный собор. Первый храм на месте современного собора был сооружен еще в 1219 г., в XVII—XIX вв. здесь находился целый комплекс построек, однако в 1937 г. их взорвали, а на пустом месте основали парк. Новый собор был отстроен в 2004—2010 гг.


А в 2009 г. в Ярославле был установлен памятник символу города — медведю, которого, как мы помним из истории, зарубил князь Ярослав в знак подчинения языческого поселения на месте современного города. Надпись на памятнике гласит: «Символ России — легенда Ярославля». Перекликается с легендой об основании города и музей «Мой любимый мишка», в котором собраны многочисленные игрушки в виде медведей из фарфора, металла, плюша, дерева и даже соломы. Каждый экспонат — дар от жителя города.


Для тех, кто предпочитает более современный отдых, в городе есть зоопарк и дельфинарий, детская железная дорога и спортивный парк. Словом, каждый найдет в Ярославле отдых себе по вкусу.  

Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru