Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности. (У. Черчилль)

В начало...

 

Земля легенд и преданий. Пещерные города Крыма.

№13 (084) от 25-06-2007

 

Крымский полуостров – место, словно созданное для хранения многочисленных загадок истории. Здесь на протяжении столетий сплетались судьбы различных этносов и культур – античной цивилизации и евразийской степи, религиозных и правовых систем. Здесь свершались великие события и происходили судьбоносные битвы. Говоря о любом периоде существования Крыма, нельзя однозначно сказать, к какому государству он относился и какие народы его населяли. В таких условиях предгорные районы оказались некоей контактной зоной между побережьем и степью, что давало определенные преимущества, но, с другой стороны, подвергало население постоянному риску военных действий. Расположение Крымских гор между двух различ-ных культур, преобладавших в конце античного периода-начале средневековья в степях и на побережье, привело к такому, казалось бы, удивительному факту, что на протяжении многих лет ученые не могли прийти к единому мнению, кто был создателем такого уникального явления, как пещерные города Крыма.

Словосочетание «пещерные города» не может не пробудить любопытства даже у человека, ни капельки не интересующегося историей. Даже ни разу не увидев их, сразу представляешь нечто загадочное и удивительное. А когда узнаёшь, что неизвестна даже точная датировка возникновения этих исторических памятников, что до конца неизвестно, каким народом и с какой целью они были возведены – любопытство увеличивается многократно. Поэтому неудивительно, что пещерные города породили вокруг себя так много самых невероятных рассказов и легенд. Впрочем, их действительная история, на мой взгляд, ничуть не менее увлекательна.

Прежде всего стоит разобраться в терминологии. Ни в коем случае не следует считать, что жители пещерных городов действительно жили в пещерах. Большая часть жилых построек располагалась на земле, пещеры, вероятно, предназначались для хозяйственных нужд и совершения религиозных обрядов. Однако до наших дней наземные постройки зачастую не сохра-нились, и лишь по пещерам мы можем судить о том, как жили оби-0татели пещерных городов. В 19 в., когда начали их исследовать, на-земных построек уже не было, поэ-тому первые исседователи дали им название “пещерные города”. Письменных источников, хранящих сведения о пещерных городах, крайне мало, поэтому при их изучении ученые в первую очередь опираются на данные археологии. Термин «пещерные города» условен не только потому, что основная часть городов находилась не в пещерах, но и потому, что большая часть этих памятников на самом деле не была городами, скорее уж поселениями, крепостями или монастырями. Однако это понятие на-столько прочно вошло в историческую науку и общественное мнение, что пытаться “подогнать” его под реальные факты нет смысла.

Располагаются пещерные города в юго-западном районе Внутренней гряды Крымских гор, которая отделяет Горный Крым от предгорий и степи. Северо-западные склоны Внутренней гряды пологие, а восточные представляют собой отвесные обрывы (такая форма называется куэсты). Такое творение природы в прежние века называли “естественной фортификацией”. С течением времени люди укрепили пологие склоны мощными стенами, а с противоположенной стороны их охраняли со-зданные природой обрывы.

Сообщения о пещерных городах появились более тысячи лет назад, одновременно возникли и легенды о них. Кому только не приписывали строительство пещерных городов: и тавроскафам, и киммерийцам, и приверженцам арианства, и беглым христианам, и генуэзцам (2-я половина 13 в.), и даже пещерным людям доисторических времен! Однозначно можно сказать, что к превобытным людям пещерные города никакого отношения не имеют, однако мнений по поводу их происхождения по-прежнему немало. Остановимся на более значимых. Часть исследователей приписывают возникновение этих памятников деятельности Византийской империи. В 5-6 вв. Византия стремилась укрепить границы своих владений крепостями и укрепленными ли-ниями. Северной ее границей был Херсон (так в средние века называли Херсонес), поэтому приверженцы данной теории предполагают, что т.н. “длинные стены”, воздвигнутые в период правления Юстиниана (527-565 гг.), и были пещерные города.

Сторонники другой теории считают, что пещерные города - это памятники, возникщие в разное время и при разных обстоятельствах. Невозможно свести историю всех пещерных городов Крыма к одному шаблону, они возникли во 2 половине I тысячелетия, как результат развития феодальных отношений. Часть из них, располагавшаяся на главных торговых путях, действительно была гордами – Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале. Калами-та-Инкерман, Сюйреньское укрепление, Тепе-Кермен, Бакла представляли собой поселения с фео-дальными замками. В 8-9 вв. в результате иконоборческой политики Византии Таврика стала прибежищем христиан, основавших пещерные монастыри, такие как Успенский монастырь неподалеку от Чуфут-Кале, Шулдан, Чилтер, Чилтер-Коба и др. Однако и здесь есть другая точка зрения, согласно которой монастрыри в Крыму могли возникнуть не ранее 10-11 вв., когда здесь окончательно утвердилось христианство. Эта теория не отрицает того, что часть пещерных городов действительно была основана по приказу Юстиниана для защиты от кочевых народов степи.

Жители пещерных городов изначально по большей части торговали, затем их основным занятием стало земледелие, а в случае опасности, существовашей в этих местах почти постоянно, они брались за оружие и превращались в воинов.

Упадок пещерных городов связан с монголо-татарским нашествием 2-й половины 13 в. В это время прекращают свое существование Тепе-Кермен, Бакла, Эски-Кермен. После турецкого нападения (1475 г.) жизнь прервалась в Сюйреньском укреплении, начался постепенный упадок Мангупа. К концу 17-началу 19 в. все пещерные города, за исключением Чуфут-Кале, были покинуты жителями.

Атеперь давайте отправимся в путешествие по пещерным городам Крыма.

Бакла

Бакла предстваляла собой средневековый замок с примыкающим к нему незащищенным стеной поселением. Городище расположено на высоте 470 м, над уровнем моря на плоской террасе у подножия горы Бакла. Сейчас еще можно разглядеть в неровностях плато следы былых построек, линии улиц и переулков. Ученые предполагают, что в IV- первой половине VI в. здесь располагалось сельскохозяйственное поселение, во 2-й половине VI в. его часть обносится стеной для того, чтобы в случае нападения кочевников население имело возможность укрыться. В Х-ХI вв. Бакла становится небольшим городком. Дома в нем были двух-этажными, первые этажи пред-назначались для хозяйственных нужд, на вторых жили люди. Сейчас обнаружено более 90 пещерных сооружений, которые носили не только хозяйственный, но и погребальный и культовый характер, а также 8 христианских культовых комплексов, относящихся к 10-13 вв.

Чуфут-Кале и Успенский монастырь

Один из известнейших пещерных городов Чуфут-Кале расположен в 3,5 км от знаменитого Бахчисарайского дворца. Плато, на котором раскинулся Чуфут-Кале, с 3 сторон окружено отвесными обрывами, площадь городища – 38 га. Существует 3 версии времени появления Чуфут-Кале – 6 в., 9-10 вв., 10-11 вв., возможно, эти разногласия объясняются тем, что городище практически не изучено даже археологами, а его культурный слой относительно мал. Ученые предполагают, что Чуфут-Кале служил окресным жителям в качестве убежища в периоды нападения степняков. Лишь с 1-й половины 14 в. начался рост населения в Чуфут-Кале, а следующий век стал временем его расцвета. Жители покинули город лишь в 19 в., поэтому созданные ими жилища сохранились лучше, чем во многих других пещерных городах, что, несомненно, придется по душе туристам. Пещеры в Чуфут-Кале предназначались для сугубо мирных целей, наличие в них каменных пристенных скамей, ниш и гробниц свидетельствует о том, что в них располагался христианский монастырь, который в середине 14 в. прекратил свое существование.

С 1-й половины 15 в. город (тогда он назывался Кырк-Ор-Сорок замков, топоним Чуфут-Кале утверидился лишь ко 2-й половине 17 в.) был резиденцией крымского хана Хаджи-Гирея. В это время его населяли мусульмане, иудеи, христиане. Однако в начале 17 в. его называют иудейским городком, а основными занятиями его жителей становятся торговля и ремесло. Впрочем, на протяжении всего времени существования Чуфут-Кале был поли-этническим городом и населяли его представители самых различных народов. В 1958 г. при раскопках был обнаружен водопровод, который был простроен из керамических труб. Увы, исследования показали, что жители средневекового Чуфут-Кале использовали его вовсе не для водоснабжения города, а для сброса дождевой воды.

На территории Чуфут-Кале находится один из немногих сохранившихся после турецкого завоевания монастырей – Успенский. Происхождение монастыря окружено массой легенд, одна из которых связана с именем крымского хана Хаджи-Гирея, который якобы основал в этом месте храм в благодарность Богородице за поддержку в борьбе за независимось Крыма от Золотой Орды. Монастырь всегда играл немаловажную роль в жизни общества. В конце 15 в. он был резиденцией митрополита, а в 1778 г. стал центром идеологической подготовки “исхода” христиан в Северное Приазовье.

В следующем номере мы продолжим наше путешествие по пещерным городам Крыма и побываем в Кыз-Кемене, Тепе-Кермене, Качи-Кальоне, Сюйреньской крепости и др.




№ 14(85)


Кыз-Кермен

Городище Кыз-Кермен (Девичья Крепость) по своему расположению напоминает Чуфут-Кале. Оно раскинулось на скалистом мысе Внутренней гряды, обращенном одной стороной в долину р. Качи. Следует сказать, что Кыз-Кермен одно из наименее посещаемых туристами мест, поэтому тем, кто хочет вкусить истинной, нетронутой древности, лучше всего отправиться именно туда. Раскопки Кыз-Кермена начались в 1970 г., и сейчас можно полюбоваться оборонительной стеной, построенной в 8-9 вв., а также жилищами, сложенными из бутового камня, скрепленного глиной, винодельческим комплексом и кузницей. Примечательно, что чуть севернее обнаружены останки скифского поселения, относящегося к 1 в. до н.э.-3 в. н.э. Пещерных сооружений в Кыз-Кермене обнаружено всего 3. Одно из них носило явно хозяйственный характер, второе очень напоминает келью отшельника, располагавшуюся в труднодоступном месте. Предполагается, что келья появилась уже тогда, когда жители покинули Кыз-Кермен, т.е. после 10 в., но еще в то время, когда существовало поселение на г. Тепе-Кермен, т.е. до 14 в. Третья пещера была дозорным пунктом. Кыз-Кермен представлял собой поселение предгородского типа и жил за счет торговли, земледелия, скотоводства и зарождающегося ремесла. Во 2 половине 9 в. он прекращает свое существование, а жители, по предположению некоторых исследователей, пребираются в Чуфут-Кале, который появился примерно в это время.


Тепе-Кермен

Если посмотреть c восточного обрыва Кыз-Кермена, то можно увидеть еще один пещерный город-Тепе-Кермен. К сожалению, этот памятник мало изучен даже археологами. Название Тепе-Кермен (холм, вершина-крепость) появилось уже после гибели города, как называли его местные жители– не-известно. Своего расцвета пещерный город достиг в 11-14 в.в., когда являлся средоточием культурной и хозяйственной жизни в верхнем и среднем течении Качи, однако заселение плато началось еще в 5-6 в.в. На территории Тепе-Кермена обнаружено около 250 искусственных пещер, встречаются даже целые пещерные комплексы. Предназначение пещер было самое различное – оборонительное, хозяйственное, культовое. В городке располагалось несколько интересных церквей, в т.ч. пещерных. Тепе-Кермен прекратил свое существование в конце 14 в., когда сюда вторглись войска самаркандского правителя Тамерлана.


Качи-Кальон

При приближении к Качи-Кальонскому известняковому массиву со стороны Бахчисарая вы отчетливо увидите нос корабля, устремленный вниз по течению Качи, а на нем- “католический” крест, созданный самой природой. Красота этого массива не поддается описанию. Весь он изрыт удивительными природными гротами и вырубленными руками человека пещерами. Качи-Кальон мало исследован археологами, поэтому известно о его истории пока не слишком много. Предполагают, что возник он в эпоху раннего средневековья и что окрестные места были заселены еще с 6-8 в.в., а в хозяйстве преобладало изготовление вина. Некогда (точная дата возникновения неизвестна) здесь существовала христианская обитель, с 1778 г. она была заброшена, и лишь в середине 19 в. здесь был воссоздан скит Св. Анастасии.


Сюйреньская крепость и монастырь Чилтер-Коба

Монастырь Чилтер-Коба расположен на Юго-Западном склоне мыса Ай -Тодор (Св. Федор). Предполагают, что появился он в 14-15 вв. и существовал недолго. До нашего времени сохранились хозяйственные и жилые пещеры, рассчитанные на 25 человек. Церковь при монастыре располагается в естественно образовавшемся гроте, имеющем округлую форму. Размеры ее, если сравнивать с монастырем, впечатляют

В окресностях монастыря Челтер-Коба на мысе Кулле-Бурун (Башенный мыс) располагается Сюйреньская крепость, бывшая в 6-11 вв. византийской крепостью, а в 12-13 в.в. - феодальным замком. Сейчас еще можно видеть 10-метровую башню и стены общей протяженностью 110 м. и высотой 4-4,5 м. Датируется возникновение Сюйреньской крепости от 6 до 12 века. Крепостные стены, несоменнно, были возведены по указу византийской администрации, однако пик ее деятельности приходился на 2 периода: 6-нач. 7 века и середину 9 в., и ученые не пришли к единому мнению, на какой же период пришлось строительство крепости. Однозначно можно сказать, что расцвет крепости пришелся на 12-15 в.в., а во 2 половине 15 в. она была разгромлена турками.


Эски-Кермен

По данным археологов, Эски-Керменская крепость была основана в 6 в., в 8 в. она была разрушена хазарами, однако впоследствии стены были восстановлены, и расцвет Эски-Кермена пришелся на 10-13 в.в., когда он приобрел черты средневекового города. После нашествия татарской орды эмира Ногая (конец 13 в.) пещерный город пришел в упадок, а к 15 в. жители окончательно покинули его. К достопримечательностям городища можно отнести храм “Трех всадников”, высеченный в отдельной глыбе и украшенный фресками, на одной из которых изображены 3 конных святых. Один из них, поражающий змея – Георгий Победоносец, о личности 2-х других у истриков единого мнения нет. Судя по надписи под фреской, церковь была построена в конце 8 - начале 9 века. Примечательно, что это практически единственные пещерные фрески на территории Крыма. На юго-восточном склоне плато располагается могильник, содержащий различные виды захоронений (склепы, грунтовые и подбойные могилы, плитовые могилы, могилы, вырубленные в скале).

Эски-Кермен был хорошо укрепленной крепостью, постаралась не только природа, но и жители, возводившие стены и башни и проложившие дорогу к городу таким образом, что пройти по ней неприятелю было практически невозможно. По подсчетам исследователей, в период расцвета в Эски-Кермене проживало до 3 тыс. человек – очень большое количество для пещерного города. В конце 13 в. все надземные жилища погибли от пожара, сохранились только пещеры. В самом высоком месте плато располагалась базилика, датируемая 6 веком. Она состояла из 3 нефов (удлиненное помещение, которое заканчивалось полукруглым алтарным выступом) и пристроенной позднее часовни. В Эски-Кермене есть и другие церкви, в т.ч. 7 вырубленных в скале. А всего в городище обнаружено более 350 пещерных сооружений. Во многих местах можно увидеть вырубленные в скале казематы, предназначенные для охраны города.


Кыз-Куле

Укрепленный замок Кыз-Куле (Девичья башня) находится западнее Эски-Кермена, на соседнем мысе. Сейчас замок представляет собой квадрат с воротами. Возник он в конце 9 - начале 10 в., а в конце 13 - начале 14 погиб в результате сильного пожара. Впрочем, есть письменные свидетельства существования его и в более поздний период. Кыз-Куле представлял собой жилище феодала, владевшего близлежащим селением, жители которого во время военных нападений укрывались внутри крепостных стен. К северо-западу от Кыз-Куле располагалось сельское поселение, в котором обнаружена пещерная церковь, на стенах которой сохранились фрагменты фресок 14 в.


Шулдан

Пещерный монастырь Шулдан (отдающий эхо) расположен на скальном обрыве скалы Шулдан. Пещерные сооружения монастыря, как и во многих других пещерных городах, расположены с 2 яруса. Всего их обнаружено около 20. На первом ярусе, в естественном гроте, располагался храм, фрески которого можно было разглядеть еще в начале 20 в., а также кельи и хозяйственные постройки. На 2 ярусе тоже был храм. Шулдан играл важную роль в религиозной жизни располагавшегося неподалеку пещерного города Мангуп, а расцвет его пришелся на 14-15 в.в., когда здесь существовало княжество Феодоро. Возможно, именно здесь располагалась резиденция митрополита. С конца 15 в. монастырь практически не функционировал, а его помещения использовались жителями окрестных селений под загоны для скота.

В настоящее время в Шулдане ведутся восстановительные работы. Только ведутся почему-то не археологами и историками, а монахами, которые придают ему вид современного монастыря. Возможно, спустя несколько лет Шулдан окончательно утратит свой первоначальный вид.


Чилтер-Мармара

В 40-метровом обрыве, относящемся к той же куэсте, что и Шулдан, располагаются 5 ярусов монастыря Чилтер-Мармара. Судя по количеству перестроек помещений и их большому числу (всего здесь известно 80 пещер различного назначения), комплекс существовал довольно продолжительное время. Можно говорить о том, что после 15 в. монастырь прекратил свое существование, а вот о дате его возникновения единого мнения нет, более аргументированно выглядит версия, согласно которой он возник в 12 – начале 13 в.

Все 5 ярусов монастыря соединены вырубленными в скале лестницами. Часть помещений представляла собой спальни, хозяйственные сооружения, в некоторых располагались церкви и усыпальницы, третьи служили для обороны монастыря.

В следующем номере мы отправимся в путешествие по двум самым крупным и, пожалуй, известным пещерным городам Крыма - Каламите и Мангупу.


(Продолжение следует)


№ 15(86)

Мангуп

Мангуп расположен на изолированном плато, с 3 сторон ограниченном вертикальными обрывами. Это плато четырьмя клиньями прорезает северный склон, образуя этакую четырехпалую руку. Площадь поселения составляет около 90 га., т.о Мангуп является крупнейшим пещерным городом Крыма, принимавшим под свою защиту окрестных жителей. Построена была крепость по приказу византийских властей для охраны Херсона во 2 половине 6 в. Между четырьмя мысами были возведены оборонительные стены, также как и между теми небольшими участками скал, которые позволяли проникнуть в крепость. Примечательно, что эти укрепления просуществовали без каких-либо перепланировок вплоть до 16 в., когда были захвачены турками-османами, приспособившими стены под огнестрельное оружие. В начале 15 в. была построена вторая оборонительная стена, длиною в 700 м. За ней можно увидеть пещеры, служившие караульными помещениями.

История Мангупа богата событиями. Первоначально там жили готы и аланы, в 8 веке его захватили хазары, против которых восстало христианское население во главе с архиепископом Иоанном Готским. В результате крепость была освобождена, однако вскоре хазары вновь завоевали ее, а Иоанна пленили. Полстолетия Мангуп стоял на страже владений хазарского каганата. К этому времени относится и появление названия Мангуп, раньше город назывался Дорос. 11-12 века стали времени почти полного запустения Мангупа, однако в 14 в. на плато был основан город Феодоро – столица христианского княжества, протянувшегося на довольно значительную часть Юго-Западного Крыма и оставившего заметный след в истории этого региона.

Появление столь крупного государственного образования стало возможным потому, что в этот период началось ослабление власти Золотой Орды из-за внутренних усобиц среди аристократии, частой смены золотоордынских ханов. В этот период, возможно, происходит объединение христианского населения Крыма под властью какого-нибудь византийского рода. В 90-х г.г. 14 в. Феодоро было подвергнуто разгрому в результате усобицы между золотоордынским ханом Тохтамышем и самаркандским правителем Тимуром (Тамерланом), однако вскоре вновь возродилось и достигло своего расцвета. В начале 15 в. его восточные границы достигали Алушты, а население составляло 150 тыс. чел. О династии, правившей Феодоро, известно немного. Первым известным князем был Алексей, при котором велось активное строительство дворцов, крепостей и стен, был также построен собственный порт в устье р. Черной, а для его защиты использовалась крепость Каламита, о которой речь пойдет ниже. Одна из феодорийских княжен, Мария, была женой господаря Молдавии Стефана III Великого. О женитьбе своего сына на другой вел переговоры великий князь московский Иван III, однако этому браку помешало турецкое вторжение.

В 1475 г. территория Мангупа была захвачена турками. Здесь был создан округ (кадылык), управляемый кадием. Княжеская семья была вывезена в Константинополь, мужчины казнены, мальчики обращены в мусульманство, а женщины отданы в султанский гарем. Т.о. на 3 столетия (до 1774 г., когда был подписан Кучук-Кайнарджийский договор между Османской империей и Россией) Мангуп превратился в турецкую крепость. Уже к середине 17 в. христианского населения в Мангупе почти не осталось.

Вообще, “необжитость” плато обманчива. На самом деле, если приглядеться, можно заметить следы наземных построек и даже планировку кварталов. Однако из всех построек Мангупа лучше всего сохранилась цитадель. Сейчас еще можно полюбоваться остатками крепостной стены, воротами со сводом и двухэтажной башней (донжоном). Внутри цитадели находился восьмигранный храм-ротонда (таких во всем мире – единицы), от которого осталось лишь несколько сантиметров кладки. Сохранился также дозорно-оборонительный комплекс, расположенный под башней, которая защищала подступы к плато со стороны Бельбекской долины. В настоящее время бытует мнение, что эти пещеры сочетали в себе функции оборонительных сооружений и монастыря. Западнее балки Гамам-Дере видны остатки дворца последних правителей княжества Феодоро – симметричного двухэтажного здания почти квадратной формы. Неподалеку от дворца можно наблюдать полностью раскопанную Большую базилику, построенную еще Юстинианом и существовавшую вплоть до турецкого завоевания 1475 г., когда в ее руинах были похоронены останки защитников крепости. Наиболее интересная пещерная церковь находится за пределами города, в нее можно попасть по потайному ходу. В этой церкви еще сохранились фрески 14-15 в.в.


Каламита


Пещерный город Каламита расположен в низовьях р. Черной на Монастырской скале близ г. Севастополь. Каламита – едва ли не самый известный пещерный город Крыма. Весь этот исторический памятник состоит из крепости и 8 пещерных монастырей и скитов. Площадь Каламиты составляет 1,2 га, а длина ее крепостных стен превышала 500 м.

Основание Каламиты относится к 6-7 в.в., однако сведений о ее средневековой истории практически нет. Известно только, что все то время, когда в этих местах сохранялась власть Визанитии, крепость функционировала. Однако лишь с 14-15 в. она становится известной из морских карт генуэзцев, котрые характеризовали ее как порт княжества Феодоро. В правление феодорийского князя Алексея древнюю крепость отстроили, обнесли мощной стеной высотой до 8 метров и использовали для торговли с городами черноморского побережья, а также как форпост в борьбе с генуэзцами. В 1433 г. мангупским войскам удалось захватить генуэзскую крепость Чембало, однако год спустя бывшим хозяевам удалось ее отвоевать, а заодно захватить и разрушить Каламиту. Когда в 1475 г. турки захватили княжество Феодоро, они переименовали Каламиту в Инкерман (пещерная крепость). Это название сохранилось по настоящее время. При турках Каламита также выполняла функции сторожевой пограничной крепости, но в 18 в. она теряят свое значение, и ее покидют последние жители.

Церковь Святого Климента - древнейшая в этом пещерном городе, ее появление относят к 12 в. Вторая церковь Каламиты-Инкермана, Св. Мартина, была построена в 1867 г., когда здесь был возобновлен Инкерманский скит, и функционировала до 1926 г. В начале 90-х годов прошлого века он был передан церкви, которая возвела здесь несколько наземных построек и провела реконструкцию пещер, несколько видоизменив их.

Ученые полагают, что первоначально на скале была возведена крепость, и лишь впоследствии в скале начали высекать пещерные помещения, в которых расположили кельи, церкви и пр. Всего на Монастырской скале около 200 пещер, расположенных в несколько ярусов, в верхний из которых можно попасть только со стороны крепости. Соседняя скала – Загайтанская – также покрыта множеством пещер, расположенных в несколько ярусов, которые пока еще мало изучены. Из 96 пещер, расположенных на этой скале, для посещений доступны только 30, чтобы попасть в остальные, необходимо специальное снаряжение. Эти пещеры посещать туристам не рекомендуется из-за угрозы овала. Любопытно, что в многочисленных храмах Загайтанской скалы, в отличие от других пещерных храмов Крыма, отсутствует декор (за исключением храма Вознесения). Ученые предполагают, что монастырь в восточной части Загайтанской скалы является древнейшим в долине Инкермана.

Сама крепость в настоящее время почти полностью разрушена. Любопытно, что ее основание – прямоугольное, оно сохранилось с 14-15 в.в., а поверх положена турецкая круглая кладка. По словам путешественника 17 в. Эвлии Челеби, на 2 этаже башни находилась христианская церковь, которую турки превратили в хранилище для пушек. Есть здесь и еще несколько башен, носивших, по-видимому, оборонительный характер. Одна из башен сохранилась в полный “рост” - её высота достигает 10 м. Сохранились и остатки крепостных стен, кое-где даже феодорийского периода. А в 1950 г. были раскопаны ворота, датируемые 6 в. О жилых помещениях Каламиты-Инкермана не известно практически ничего, однако путешественники еще в 17 в. писали о том, что там есть жилые дома, в которых, правда, никто не живет, т.к. турецкий гарнизон предпочитал окрестные селения.

История Каламиты-Инкермана не завершилась в 18 в. В 1854 г. неподалеку отсюда произошло знаменитое Инкерманское сражение Крымской войны. В период Великой Отечественной войны здесь также происходили ожесточенные бои, в ходе которых была сильно разрушена сама крепость, пострадал храм Св. Софии, расположенный на западном склоне Каменоломного оврага. Кстати сказать, одна из церквей храма Св. Софии является самой большой и роскошной из пещер.

Надо сказать, что Каламита-Инкерман даже издали производит потрясающее впечатление. На фоне абсолютно белого обрыва, испещренного темными окошками пещер, виднеется храм с золотым куполом, а наверху – руины древней крепости.

В Инкермане можно полюбоваться еще одним, уже современным, пещерным комплексом - Инкерманским заводом марочных вин, который существует с 1961 г. Площадь его подземных помещений составляет 55 тыс кв. км.

Путешествие по пещерным городам Крыма можно продолжать до бесконечности. А для подробного их описания понадобится издать, наверное, не одну книгу. Эти памятники истории – бесконечный кладезь знаний для любителей старины. Очень жаль только, что многие из них так мало исследованы. Время берет свое, и если не начать активные исследования как можно скорее, очень многое будет безвозвратно потеряно. Можно сказать, что историки и археологи на протяжении последних лет активизировали исследования пещерных городов, многие из них входят с состав заповедников. Не помешало бы еще финанструирование от государства на реконструкцию и принятие более активных мер по сохранению этих уникальных совместных творений природы и человека. К сожалению, часто получается так, что многие так называемые любители старины, горе-туристы, соревнуясь с неумолимой природой, старательно губят эти уникальные памятники. Там возьмут камешек на память, там отколупают часть бесценной фрески, тут оставят “памятную надпись”, и так год за годом – сотни туристов. Сколько еще продержатся пещерные города?

Крымская природа поражает своим богатством и неповторимостью. Куда ни шагни – везде есть на что полюбоваться: бесконечное синее море, причудливые горы, воспетые в легендах и хранящие в своих недрах загадки древности, зеленые леса и желтые степи. И – города-призраки, спящие вечным сном. Они уцелели под натиском кочевников и турков, выстояли во время ураганов и землятресений, их не сокрушили до конца немецкие войска. Очень хочется, чтобы выдержали они и нашествие туристов, с легкостью разрушающих то, что не удалось разрушить былым поколениям.


Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru